системний інтегратор інжинірингових рішень

Прес-центр

Прес-центр

Автоматизационный апгрейд

Идеальным вариантом современной гостиницы высокого уровня является комплексная автоматизация всех процессов жизнедеятельности отеля. Однако сейчас этот идеал зачастую рассматривается как то, к чему необходимо стремиться, но достичь чего невозможно. Причин этому масса.

Системы-безопасности-2.jpg

Основной из них стала, безусловно, финансовая нестабильность, когда сам вопрос автоматизации для многих звучал совершенно неубедительно,находясь в одном ряду с вопросами о том, строить ли дальше вообще… Логично, что остановка в строительном секторе застопорила и рынок систем автоматизации.

Второй причиной можно назвать то, что в условиях украинских реалий комплексной автоматизации гостиничных объектов уделяют внимание считанные единицы операторов. В их число входят в большинстве своем мировые лидеры сетей отелей четырех и пяти звезд и украинские операторы, стремящиеся предоставлять услуги на высоком уровне.

Говорить о возможности комплексного подхода в реализации процессов автоматизации и диспетчеризации гостиниц трех и менее звезд приходится крайне редко. Как утверждают эксперты, в четырех- и пятизвездочных гостиницах диспетчеризация практически всегда является нормой, позволяя вести мониторинг и управление всеми инженерными системами, учитывать объем потребления таких ресурсов, как вода, холод, тепло, электроэнергия. Архивирование всех событий предоставляет возможность оперативно реагировать на аварийные ситуации.

В условиях украинских реалий комплексной автоматизации гостиничных объектов уделяют внимание считанные единицы операторов. В их число входят в большинстве своем мировые лидеры сетей отелей четырех и пяти звезд и украинские операторы, стремящиеся предоставлять услуги на высоком уровне

Напротив, для гостиниц уровня ниже четырех звезд требования к обеспечению гостиниц интеллектуальными системами сводятся к минимальному набору. Так, для среднестатистического оператора трехзвездочного отеля мониторинг и ограниченное управление одной или, в лучшем случае, несколькими инженерными системами, является вполне нормальной практикой. Как правило, отечественные гостиницы не оборудуются системами BMS и по причине экономии инвесторами средств для снижения капитальных затрат на стадии строительства.

Ну и, конечно же, практически повальное стремление к экономии средств со стороны отечественных гостиничных операторов, составляющих большинство игроков отельного рынка Украины, также в значительной степени влияет на развитие рынка автоматизации в нашей стране. Пожалуй, эту тенденцию можно назвать третьей причиной того, что комплексная автоматизация в большинстве случаев не более чем недостижимый идеал.

Однако не так все плохо. Сегодня нельзя не отметить позитивные тенденции в сторону оживления строительного сектора в целом и активизации деятельности по возведению и реконструкции гостиниц в частности. Безусловно, пополнение списка отельных операторов зарубежными именами увеличивает конкурентность бизнеса, да и уровень требований гостя также растет с каждым годом. Все это стимулирует операторов к развитию и применению все большего количества автоматизированных процессов на своих объектах. Причем это касается не только гостиниц-новостроев, но и уже эксплуатируемых объектов отельного хозяйства. Давайте же поговорим о том, каковы возможности систем автоматизации, а также о трудностях их интеграции в уже построенные гостиницы.

Современные возможности комплекса систем и мероприятий по автоматизации и диспетчеризации практически всеобъемлющи. BMS способна обеспечить полное автоматическое управление инженерными системами здания, а также осуществлять контроль над ними, отслеживать различные параметры и, при необходимости, изменять режимы работы. Говоря о возможностях систем, специалисты отмечают, что комплексный подход к автоматизации позволяет:

  • сократить ручную работу персонала, а также время обработки информации и сроки принятия решений;
  • защитить чувствительные данные и повысить надежность работы системы;
  • провести информационное объединение подразделений;
  • видеть глобальную картину происходящего;
  • вести контроль клиентов и статистику;
  • прогнозировать спрос и планировать предложение.

Конечно, идеально, когда наличие всех инженерных систем и возможности их автоматизации прописаны и учтены проектом, однако такое встречается не всегда. Иногда автоматизировать приходится и уже действующие проекты, причем их владельцы, как правило, не хотят терять прибыль и закрываться на ремонт, желая осуществить все мероприятия по автомати зации на лету. Но возможно ли это?

«Прежде всего, стоит сказать, что для гостиниц необходимо разделять системы BMS (Building Management Systems) и PMS (Property Management System). Первая предназначена в основном для управления, контроля и мониторинга инженерных систем (отопления, вентиляции, водо-, энергоснабжения и т. д.). Система же PMS предназначена для автоматизации деятельности гостиницы (работа с клиентами, управление персоналом, контроль и упорядочивание бизнес-процессов) и представляет собой ИТ инфраструктуру гостиницы», – комментирует Виктор Атаманенко, эксперт рынка сферы услуг SystemGroup Украина. При этом основные трудности при организации автоматизации для проектов, не предусматривающих внедрение таких решений или же требующих их усовершенствования, касаются интеграции именно BMS систем.

По словам Виктора Атаманенко, проблемы могут быть сопряжены с тем, что используемое оборудование не позволит осуществлять удаленное управление, контроль и мониторинг. Замена всего оборудования – процесс дорогостоящий, а иногда и вовсе невозможный. Например, конструкция помещений может не позволить использовать необходимое оборудование.

Еще одной проблемой может стать отсутствие необходимых инженерных коммуникаций или недостаточная функциональность существующих. Замена существующих коммуникаций также дорогостоящая процедура и иногда требует полной остановки деятельности отеля, что не всегда возможно. «Для внедрения систем PMS нет таких жестких требований к инженерным коммуникациям, как к системам BMS. Для функционирования этих систем необходимо только наличие локальной сети и доступа в Интернет (с целью использования удаленного мониторинга системы, онлайн бронирования номеров и т. д.)», – отмечает Виктор Атаманенко.

Практике также известны случаи, когда необходимость в автоматизации систем появляется уже после проведения ремонтных работ и сдачи объекта в эксплуатацию. В таком случае, утверждают эксперты, решить ситуацию корректно, без дополнительного вмешательства в уже действующие инженерные системы, практически невозможно. «Трудности при этом могут быть связаны в основном с тем, что весь комплекс инженерных систем не был спроектирован с учетом такого технического задания. Конечно, во избежание подобных ситуаций следует руководствоваться мудростью, гласящей «семь раз отмерь, один отрежь», но некоторым постичь мудрость удается не с первого раза», – комментирует Владимир Федощук, генеральный директор ООО «Хай Тек Хаус». По его словам, если такая ситуация уже возникла, и ее необходимо решать, то в первую очередь следует обращать внимание на возможность модернизации кабельного хозяйства, поскольку классическая проводка может не удовлетворять требованиям систем автоматизации. К тому же в проектах, не предусматривающих организацию автоматизации, кабеля, и в первую очередь это касается питающих кабелей, ко многим потенциально полезным устройствам вообще не прокладывались, и без проведения ремонтных работ невозможно проложить новоекабельное оборудование и предусмотреть электрические шкафы. Иногда выходом может быть использование беспроводных технологий.

«Проблемой может стать и само инженерное оборудование, как то системы кондиционирования, вентиляции, отопления, при подборе и установке которых не стояло задач по дальнейшей его интеграции в общий комплекс автоматики», – констатирует Владимир Федощук. Однако какие бы затраты и трудности не появлялись в процессе интеграции интеллектуальных систем, специалисты утверждают, что все cложности, связанные с их внедрением, с лихвой перекрываются теми преимуществами и возможностями, которые открываются перед заказчиком и обслуживающим персоналом. Затраты же на внесение изменений и установку новой системы окупятся в ближайшее время.

«Следует заметить, что система автоматизации и диспетчеризации – это скорее норма, чем опция. Это не новинка, пришедшая к нам с Запада, а полноценная система, которая давно применяется в Украине как в новых, так и в эксплуатирующихся зданиях. Ведь ее преимущества очевидны. Данная система, оптимально расходуя энергоресурсы, предоставляет возможность поддерживать необходимые и комфортные условия, определенные нормами и современными стандартами. А с нынешними тенденциями на рост тарифов это очень актуально. Мониторинг работы всего оборудования и возможность его дистанционного управления позволяет предотвратить аварии и преждевременный выход из строя оборудования, замена которого потребует значительных денежных и временных затрат. Централизованное управление всеми системами позволит сократить персонал», – комментирует Андрей Стасюк, инженер-проектировщик BMS ООО «ВТП Трансэкспо».

Во избежание дополнительных затрат специалисты советуют проектировать здание гостиницы уже с учетом систем автоматизации и диспетчеризации. Именно такой подход является оптимальным и рациональным, поскольку в будущем предоставит возможность сэкономить значительные средства на переоборудование. И даже если на момент проектирования и строительства у собственника нет достаточных средств на автоматизацию и диспетчеризацию, эксперты все равно рекомендуют предусматривать возможность их интеграции в будущем. Особенно, если планируется долговременная эксплуатация объекта.

КОММЕНТАРИИ

Андрей СТАСЮК, инженер-проектировщик BMS ООО «ВТП Трансэкспо»

Внедрение системы автоматизации и диспетчеризации является небезосновательным, и если появляется необходимость ее установки в здании, где это не предусмотрено разработчиком, определенно, придется столкнуться с рядом сложностей.
Система автоматизации предусматривает управление расходом энергоносителей для поддержания необходимых и комфортных условий функционирования гостиницы. В уже функционирующих инженерных системах могут отсутствовать управляющие механизмы, позволяющие наиболее оптимально контролировать протекание технологических процессов. Это приведет к необходимости внесения изменений в рабочие отлаженные системы. Отсутствие предусмотренных мест прокладки кабеля, вертикальных кабельных каналов, мест установки нового оборудования также открывает ряд задач, которые необходимо решать с архитекторами и организациями, обслуживающими смежные системы.

Виктор ДОЛГОПЯТОВ, генеральный директор компании «Диаком Групп»

В первую очередь трудности внедрения систем автоматизации и диспетчеризации в здания гостиниц, не предусматривающих таких решений, заключаются в отсутствии линий связи в таких объектах.
Снабжение здания, которое уже эксплуатируется, дополнительными кабельными трассами – достаточно затратное решение. Конечно, существуют обходные пути этой проблемы – радиосистемы, но физическая линия гораздо надежнее.
Безусловно, с этим могут согласиться не все, однако у такого подхода есть одно существенное преимущество: при использовании радиосистем внедрение автоматизации в действующих гостиницах можно осуществлять поэтапно, постепенно подключая каждый номер к системе мониторинга и управления. Да и технический прогресс в сфере дистанционной передачи данных за последние годы достаточно сильно шагнул вперед.
Внедрение систем автоматизации в уже функционирующих гостиницах вполне возможно. А вот что будет дешевле – ломать стены или использовать радиосистемы – вопрос каждого отдельного объекта.
При внедрении BMS появляется возможность держать номера в режиме «Ожидания» гостя. Это позволяет сократить энергозатраты для номеров без постояльцев, ведь даже один-два градуса тепла (холода) для больших или средних отелей это серьезная экономия. Общий мониторинг инженерных систем жизнеобеспечения позволяет выбрать оптимальный режим работы для систем кондиционирования, отопления и водоснабжения, что тоже приводит к уменьшению эксплуатационных затрат. Но даже если инвестор не считает нужным внедрять систему BMS в отеле, то минимальный набор простых и недорогих компонентов также позволяет в какойто степени снизить затраты на эксплуатацию.